Возможно, не все население нашей необъятной Родины успело
прочувствовать, но все-таки, в последние годы Россия находится в
состоянии относительной экономической стабильности. Сформировался новый
тип респектабельного бизнесмена или просто интеллигентного
состоятельного человека. Многие даже успели создать некое состояние и
насытиться материальными благами, и их уже не интересуют вложения во
всякого рода движимое и недвижимое имущество.
Неожиданно актуальной стала американская пословица: "Счастье не в
деньгах, а в том, как их преумножить". А кто-то вспомнил и русскую
мудрость: "Деньги не в деньгах, а в делах". Тогда встал вопрос: инвестиции в какой бизнес наиболее предпочтительны?
В поле зрения коммерческих интересов многих оказалось ресторанное дело.
И хотя вложения в подобные предприятия оцениваются как пятые по степени
риска, интерес к этому сегменту рынка достаточно велик. Даже новичков в
этой сфере не пугает большое количество уже существующих конкурентов и,
возможно, длительные сроки выхода на должный уровень рентабельности.
Более красноречиво выглядят другие факты. Так, по данным компании
"Restcon", только в Москве около 3500 предприятий общественного
питания. Другие же источники называют цифру, почти вдвое превышающую
данную (имеются в виду все точки стационарного питания). Кроме того, по
оценкам специалистов, ресторанный рынок растет на 30% ежегодно. Так что
динамика развития этого направления налицо.
К примеру, Правительство Московской области, рассматривая структуру
инвестиций в основной капитал по отраслям экономики, оперирует такими
показателями: торговля и общественное питание составляют 10,7%. Лучше
инвестируется только промышленность (34,9%).
Между тем, ресторанный бизнес достаточно молод: на коммерческой основе
он начал работать только с начала 90-х годов, - так что есть
перспектива роста.
На данный момент загруженность ресторанного сегмента, если говорить об
уровне премиум-класса, не очень высокая. Здесь ещё не наблюдается
активной конкуренции, и поэтому вполне можно "отбить" вложенные
средства и хорошо заработать, если грамотно составить концепцию
заведения. Но, если говорить о начинающих инвесторах, то стартовать в
этом направлении все-таки не очень актуально. Есть определенные
направления, кухни, средние счета, которые сейчас на пике. Формулы
подобного бизнеса и могут предложить специалисты.
Немаловажный аспект - учет возможных рисков. Какая опасность подстерегает начинающих бизнесменов? Прежде всего, выбранное вами место должно соответствовать целевой аудитории.
Амбиции предпринимателя могут быть очень высоки, как и претензия на
уровень заведения, а расположение ресторана не всегда отвечает таким
запросам и не способно привлечь должную клиентуру. В этом, как правило,
заложено сразу две ошибки: неправильная концепция и место. И если
откорректировать идею вполне возможно (например, частично
трансформировав интерьер), то привязанность к месту влечет куда более
серьезные последствия (вплоть до продажи бизнеса). Важно также
рассчитать актуальность кухни: насколько те или иные блюда популярны
сегодня и будут востребованы в перспективе.
Серьезным фактором риска может стать и неграмотно подобранная команда работников.
Подобная проблема только на поверхности кажется несущественной, на деле
же, подобрать хороший персонал - настоящая проблема. Важный момент в
выборе группы управленцев - адекватная мотивация. Лучше если они
воспринимают себя как партнеры по бизнесу. Тем более, не редкость, что
профессионалы подобного уровня готовы инвестировать свои знания,
накопленный опыт, и часто располагают соответствующей базой данных.
Остальные работники должны ощущать себя командой (семьей), иногда
требуется некоторое время и средства на обучение кадров, но это с
лихвой окупается, так как накладывает определенный фирменный знак на
вашу работу.
Проанализировав состояние рынка, принимая во внимание все подводные камни, можно приступать к планированию затрат.
Единой схемы, здесь, конечно, быть не может. Многое зависит от того,
имеете ли вы помещение в собственности или планируете аренду. Но
некоторые усредненные цифры все-таки существуют. Затраты планируются из
расчета $ 1000-1500 на один квадратный метр. Кроме того, стоимость
бизнеса меняется и в зависимости от концепции. Так, небольшое бистро
потребует около $60 000 на 100 метров, кафе уже потянет на $150 000.
Приблизительно можно говорить о таких цифрах:
$150-200 тыс. - демократичное заведение общественного питания;
$300-500 тыс. - кафе;
$500-900 тыс. - средний ресторан;
От миллиона - элитные заведения.
Говоря о стоимости бизнеса, необходимо иметь в виду огромное количество слагаемых затрат.
Во-первых, определенных усилий и средств потребует оформление
разрешительной документации (СЭС, ОГПС и пр.). Также в расчет
необходимо брать аренду (от $400 до $1000 за квадратный метр). Причем
само помещение должно соответствовать ряду требований. Например,
площадь должна быть от 150 кв.м. Не забывайте, что вам придется
планировать рабочую и гостевую зоны, а по требованиям СЭС их
соотношение 2/3. Кроме того, имейте в виду возможность
присоединительной мощности.
Следующая статья расходов - ремонт,
подключение коммуникаций, создание интерьера. Мебель, аксессуары,
посуда закупаются по следующей схеме: количество посадочных мест
умножается на 2 или 3 (в редких случаях на 1,5). На оборудование кухни
уходит от $100 до $300 тыс. Конечно же, нельзя забывать о зарплате и
расходах на рекламу.
Затраты, как правило, определяются следующим образом: аренда - 15%,
продукты - 25%, алкоголь - 10%, зарплата - 10-20%, налоги - 2%,
хозяйственные и технические расходы - 4%, реклама - 5%. Прибыль
составляет около 40%. Обычные показатели рентабельности - 20-30%.
Средний срок окупаемости предприятий такого рода - 1,5 или два года.
Безусловно, все эти цифры усреднены, и каждый конкретный случай диктует
свои условия и собственную схему затрат. Если личный опыт работы пока
ещё не позволяет делать самостоятельные шаги, лучше прислушаться ко
мнению специалистов ресторанного бизнеса. Мы считаем, что инвестировать
лучше в демократическое направление. Оно уже некоторое время на пике, и
есть перспектива развития. Конечно, существовать можно в разных
категориях (средний счет 200, 400, 600 рублей, но никак не 3000 рублей
- это на сегодняшний день не актуально). Но прежде чем пробовать свои
силы в этом направлении, лучше все-таки обратиться к специалистам. Они
подскажут, как распределить финансирование, чтобы ресторанный бизнес
сложился и приносил доход. К тому же, сегодня уже большинство понимает,
что любой профессиональный бизнес дешевле вести с профессионалами.
То есть построение фундамента собственного дела без привлечения помощи
со стороны всегда дороже, как минимум, в два раза и дольше по времени.
Все-таки в любой сфере есть некая закрытая база данных, и доступ к этой
информации имеет ограниченный круг людей. Так, например, сведения о
хороших помещениях распространяются исключительно среди своих. Конечно,
страх потенциальных хозяев понятен. Где гарантия, что консультация
окажется жизнеспособной. Тем более что зачастую мнение специалиста
консалтинговой фирмы не совпадает с мнением начинающего бизнесмена.
Некоторым залогом успеха может стать другая схема, когда профессионалы
привлекаются к длительному партнерскому сотрудничеству. Благодаря
этому, как правило, минимизируются риски.
Великий Сенека замечал: "Для человека, который не знает, к какой гавани
он направляется, ни один ветер не будет попутным". Следовательно,
начинать свой бизнес лучше не с нуля (как пытаются многие), а с хорошей
идеи, тогда и движение будет верным, и результат сможет порадовать. |
|